Безупречная репутация в бизнесе
7 Июня 2013 / № 2 (8)

Госзакупки станут доступнее


Уже с 1 января 2014 года заработает новый закон « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ». По мнению авторов документа, данный законопроект способен существенно снизить коррупционную составляющую в сфере госзакупок, что, в свою очередь, откроет дорогу к государственным контрактам широким слоям российского бизнеса.

gos.jpg

Коррупционный фактор

Новый закон придет на смену печально знаменитому 94- ФЗ, который создал почву для многочисленных злоупотреблений в процессе распределения госзаказов и нарушений закона о конкуренции. « Размещение заказов является одной из наиболее уязвимых в отношении коррупции сфер экономики », – озвучивает популярную точку зрения председатель правления Торгово-промышленной палаты Самарской области Валерий Фомичев. Спорить с подобным утверждением сегодня довольно сложно. Тот факт, что сфера госзакупок является чрезвычайно благоприятной средой для реализации различных коррупционных схем, давно уже признается не только общественниками и бизнесменами, но и самими представителями государственных структур различных уровней. Так, согласно неоднократным заявлениям председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина, ежегодные потери государства в этой сфере составляют около триллиона рублей, что дает повод оценивать ситуацию в этой области как чрезвычайно близкую к критической. 

Не обходит стороной проблема коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок и Самарскую область. Наиболее сложной, по данным результатов национального рейтинга прозрачности закупок, подготовленного экспертами « Национальной ассоциации участников электронной торговли », здесь является ситуация с муниципальными заказами: Самара и Тольятти по итогам прошедшего года были отнесены к числу городов с наиболее низкой прозрачностью муниципальных закупок. Впрочем, не отрицают такого положения дел и представители регионального правительства. « Если говорить о коррупции в мэрии Самары, то тут, по некоторым данным, может уводиться от десяти до сорока процентов средств, выделяемых на выполнение госзаказов. Хорошим примером является проект реконструкции улицы Луначарского, стоимость которого, на мой взгляд, сильно завышена. Однако не обошло это явление и сельские районы. В одном из районов «Роснефть» не может получить землю под очередную скважину, а скважина – это дополнительные налоги и в районный, и в областной, и в федеральный бюджет. А тут оформили кусок земли в частную собственность и шантажируют, требуя цену в 10–100 раз больше кадастровой стоимости. И это делается грубо людьми, которые работают во властных структурах », – отметил в ходе последней встречи с руководителями региональных СМИ губернатор Самарской области Николай Меркушкин. 

Бизнес в «минусе»

Впрочем, помимо самого государства, в равной степени от такого положения дел страдают и добросовестные частные компании, которым ввиду влияния коррупционной составляющей, путь к заключению контрактов на госзаказы на сегодня закрыт. 

Так, согласно результатам исследования «Национальной ассоциации участников электронной торговли », доля торгов по госзакупкам, состоявшихся с количеством участников, меньшим или равным единице, как в федеральном, так и в региональном, муниципальном сегменте в 2012 году превышала больше половины от общего количества проведенных в стране процедур. Говорит это о низком интересе бизнеса к работе с государственными заказами или о наличии высоких административных и коррупционных барьеров? Вопрос риторический. 

Статистика обращений в Федеральную антимонопольную службу с жалобами на нарушения при проведении торгов говорит не только о возрастающем интересе бизнеса к государственным заказам, но и о том, что предприниматели довольно активно пытаются защищать собственные права. Так, по данным УФАС России по Самарской области, за прошедший год от юридических лиц в ведомство поступило 1386 жалоб о нарушениях в соответствующей сфере, что на 45% превышает аналогичную статистику 2012 года. 

Представители бизнеса оспаривают результаты торгов по госзакупкам и в судебном порядке. Однако практика здесь складывается не самым удачным для них образом. Ведь даже в тех случаях, когда суд действительно признает те или иные нарушения, истцу далеко не всегда удается добиться удовлетворения собственных требований. 

«Что касается практики судов, большинство споров имеет отношение к требованиям, устанавливаемым заказчиками в документации к торгам, и, как следствие, правомерности отказа претендентам в допуске к участию в размещении заказа, а также оценки и сопоставления конкурсных заявок», - отмечает Светлана Зверева, старший юрист Самарского представительства Юридической группы «Яковлев и Партнеры». Как отмечает эксперт, для признания результатов торгов недействительными необходимы доказательства существенного характера допущенных нарушений. В каждом конкретном случае суд должен установить, в какой мере нарушены нормы Закона о размещении заказов и каковы последствия такого нарушения. Если при проведении торгов ошибки не повлекли значительных негативных последствий и не повлияли на результат (определение победителя), суды отказывают в удовлетворении исков об оспаривании торгов. Также следует учитывать, что судебное разбирательство не всегда может пройти быстро, и если контракт, заключенный по результатам оспариваемых торгов, уже исполнен, суд на этом основании может отказать в удовлетворении требований ». 

44- ФЗ: новые правила 

Приведенные выше сведения говорят о том, что реформирование системы госзакупок сегодня, безусловно, является задачей первоочередной важности. Впрочем, необходимость принятия подобных мер была впервые обозначена федеральным правительством еще три года назад. Примерно тогда же представители ФАС и Минэкономразвития предложили два различных проекта законодательных преобразований в данной сфере. «Антимонопольщики» выступили за внесение в 94-ФЗ комплекса точечных поправок, обеспечивающих повышение контроля за проведением закупочных процедур, а специалисты МЭРа в свою очередь – за создание «с нуля» нового законодательства, строго регламентирующего весь цикл действия заказчика: начиная с этапа размещения заказа и заканчивая исполнением контракта. 

После почти трехлетнего периода горячих межведомственных дискуссий, к которым позже присоединились законодатели и представители общественных организаций, сторонам все же удалось достичь компромисса в виде итогового варианта законопроекта. Какие же условия взаимодействия заказчика и бизнеса предлагает 44-ФЗ? На этом вопросе, пожалуй, стоит остановиться отдельно. 

Как и предполагалось в первоначальном проекте Минэкономразвития, новое законодательство регламентирует весь цикл закупочных процедур. Так, нормы 44-ФЗ устанавливают пять методов определения максимальной цены контракта: нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный и метод сопоставимых рыночных цен. Цена контракта, согласно закону, определяется на весь срок его исполнения, и дальнейшие изменения его условий не допускаются. Помимо этого, контракты, заключаемые на срок более трех лет и ценой более чем 100 млн рублей, теперь должны включать в себя график исполнения госзаказа. 

Целый комплекс положений в документе посвящен планированию государственных и муниципальных закупок. Закон обязывает заказчиков вести планы закупок и планы-графики исполнения контрактов. Не менее 15% от годового объема закупок заказчики должны производить у предприятий малого бизнеса, по цене контракта не более 20 млн руб. 

Особое внимание в итоговой версии документа уделено проблеме прозрачности госзакупок. Отныне поставщики будут обязаны раскрывать информацию о своих конечных собственниках, соисполнителях и субподрядчиках. Помимо этого в целях эффективного отслеживания движений денежных средств 44-ФЗ обязывает всех поставщиков и исполнителей открывать счета в одном банке. 

Для закупок же, чья цена превышает 1 миллиард рублей, теперь будет обязательной процедура предварительного общественного обсуждения, в рамках которого заказчик будет обязан обосновать свою потребность в совершении той или иной закупки и необходимость выдвигаемых им по отношению к ней требований. 

Нововведения 44-ФЗ заметно усложнили для заказчиков и возможность заключить контракт с единственным поставщиком. Если электронный аукцион признан несостоявшимся, заказчик, вместо того чтобы как раньше заключить договор с той или иной компанией, будет обязан проводить данную процедуру повторно. Право же на сотрудничество с единственным поставщиком чиновник будет иметь лишь в том случае, если и повторный аукцион признан несостоявшимся. 

Стоит отметить, что ввиду многочисленных возражений как со стороны ФАС и администрации президента, так и со стороны представителей делового сообщества, в итоговой версии документа была доработана норма об одностороннем расторжении контракта со стороны заказчика в случае разовой поставки некачественного товара. Законодатели привели это положение в соответствие с гражданским законодательством, уравняв права поставщика и заказчика. 

Впрочем, несмотря на обилие нововведений, большинство представителей делового сообщества отнеслись к принятию нового закона довольно сдержанно. По мнению экспертов, говорить об эффективности преобразований еще рано: какими бы актуальными и востребованными ни были сами нормы нового законодательства, без соответствующей действенной базы подзаконных нормативных актов они не будут иметь никакого значения. 

«Новые положения создают ощущение публичности и общественной подотчетности деятельности заказчиков. Практика государственного заказа станет более открытой, чему должны способствовать правила общественного контроля, открытость федеральной контрактной системы, конкуренция в федеральной контрактной системе. Создание реальных препятствий для необоснованного завышения цен и коррупции зависит от того, начнут ли новые нормы функционировать полноценно и какой будет создан механизм функционирования федеральной контрактной системы. Необходимость менять механизм государственных закупок давно назрела, и принятие нового закона – это только первый этап этих изменений .





В тему

Валерий Фомичев, 
председатель правления Торгово-промышленной палаты Самарской области


Д.: – На ваш взгляд, сможет ли вступление в силу 44-ФЗ снизить значение коррупционной составляющей в системе госзакупок?

В.Ф.: – В новом законе ужесточены нормы, которые можно считать дополнительными ограничениями, запретами и препятствиями на пути расхищения чиновниками государственных средств. Но искоренение коррупционной составляющей зависит главным образом от того, насколько эффективно контролируется исполнение закона и от мер наказания за его нарушение.

Д.: – Какие нововведения 44-ФЗ, по вашему мнению, сегодня можно считать наиболее важными и актуальными?

В.Ф.: – Остановлюсь на некоторых, делающих систему государственных закупок более прозрачной. Так, новый закон обязывает заказчиков составлять планы закупок на срок действия акта о соответствующем бюджете и ежегодные планы-графики закупок. Вводится нормирование – установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе их предельной цены.

Данные меры призваны исключить необоснованное приобретение предметов роскоши и товаров категории «люкс». При этом предусмотрено обязательное общественное обсуждение закупок на сумму более 1 млрд руб.

В соответствии с законом, помимо электронных и закрытых аукционов могут применяться различные виды конкурсов, а также запрос котировок (предложений) и закупки у единственного поставщика. Одновременно сохранена и возможность заключить контракт с единственным поставщиком, но только в том случае, если конкурентные процедуры размещения заказа не состоялись.

Кроме того, для борьбы с демпингом вводится обязанность участников конкурсов и аукционов предоставлять повышенное обеспечение, если предложенная ими цена опускается ниже стартовой на 25%.

Предусмотрен предквалификационный отбор при проведении конкурса на поставку товаров высокосложного, инновационного или специализированного характера.

Также возможно заключение контрактов жизненного цикла (на закупку товара и его последующее обслуживание, эксплуатацию, ремонт и утилизацию). Вводится банковское сопровождение контрактов – расчеты в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, будут отражаться на счетах, открытых в нем.

Особенно порадовало, что теперь при осуществлении закупок предоставляются преимущества малому бизнесу, социально ориентированным некоммерческим организациям, организациям инвалидов. При этом государственные заказчики обязаны отдавать приоритет инновационной продукции.

Наконец, заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 миллионов рублей, должны сформировать специальные контрактные службы, остальные – назначить контрактного управляющего.

Д.: – Когда законопроект был на стадии слушаний в Госдуме, от представителей ТПП поступало достаточно много замечаний относительно его положений. Законодатели учли эти замечания?

В.Ф.: – Да, действительно, на основе предложений региональных палат ТПП России были сформулированы предложения по доработке данного законопроекта, многие из которых вошли в итоговый вариант. Например, ТПП РФ было предложено предусмотреть участие независимой третьей стороны в качестве эксперта федеральной контрактной системы. Это позволит избежать ключевой проблемы, продуцировавшей коррупцию в этой сфере и приводившей к серьезному ухудшению качества продукции, поставляемой в рамках заказа. Общественный контроль в федеральной контрактной системе вправе осуществлять общественные объединения, созданные гражданами и организациями, и объединения юридических лиц. Общественные объединения по контролю, иные общественные объединения и объединения юридических лиц вправе подготавливать предложения по совершенствованию законодательства РФ о федеральной контрактной системе. Кроме того, они могут направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов.