Безупречная репутация в бизнесе
12 Мая 2012 / № 1 (1)

Налог на роскошь. Стоять или бояться


2013 год ознаменует переход к новой налоговой эре. Об этом можно судить по недавним заявлениям уже бывшего премьера Владимира Путина о необходимости введения «налога на богатство, а точнее, на престижное потребление»

1336055326_1.jpg

«У нас есть резерв роста налоговых доходов по ряду на-правлений: дорогая недвижи-мость, потребление люксовых товаров,  алкоголя,  табака, сбор  рентных  платежей  в тех секторах, где он пока за-нижен», — считает вновь из-бранный президент страны. Основные решения по уже-сточению фискальной полити-ки должны быть приняты уже в этом году, с тем чтобы со следующего года владельцы дорогих домов и машин платили повышенные ставки налогов.

Наш  опрос  экспертов  показал,  что  существует  три  подхода  к  реформированию налоговой системы: либо налог взимается разово, в момент покупки (в виде налога с продаж, повышенного НДС, акциза, пошлины на предметы роскоши), либо ежегодно (дифференцированный  налог  на  недвижимость, автомобили, самолеты, яхты), либо взимается  повышенный  подоходный  налог на повышенный доход. Также есть мнение, что нововведения в налоговой сфере могут ограничиться повышением налога на недви-жимость и акцизов на табак и алкоголь.

Парадокс  заключается  в том,  что  в  российском  законодательстве  нет  определений  «роскошь»  и  «богатство»,  так  что  остается гадать, кому и за что придется платить. Должна ли раскошелиться  среднестатистическая семья, экономящая на всем, ради покупки в кредит хорошего автомобиля? Или, например, гражданин с равным среднему в регионе уровнем дохода, унаследовавший дорогую квартиру в центре мегаполиса? 

Если говорить о налогообложении «роскошного»  дохода,  возьмем  для  примера семью, которая на двоих получает 100 тысяч рублей в месяц. Сумма звучит внушительно, но надо понимать, что, во-первых, у них есть ребенок, а может, и не один, а  во-вторых,  очень  вероятно,  что  у  них оформлен  ипотечный  кредит,  содержание которого уменьшает ежемесячный доход на 15-20 тыс. рублей, что делает и взятая в кредит машина. Плюс коммунальные платежи, квартплата и прочие бытовые счета, составляющие около половины семейного бюджета. Разве можно их считать людьми, окруженными  богатством? 
«Я боюсь, что налог на роскошь, если он будет введен, ударит  по  едва  зарождающемуся в России среднему классу,  тогда  как  действительно состоятельные люди, как правило, найдут возможность  избегать  налоговых платежей»,  -  комментирует Денис Герасимов, партнер юридической фирмы RBL. 

Впрочем,  остается  дожидаться,  когда  придут  к консенсусу  те,  кто  будет принимать  законодательное решение, благо тема сейчас бьет рекорды по обсуждаемости не только в обществе, но и в думских кулуарах.

Untitled-3.jpgАлексей Гурьянов,
генеральный директор ГК «Институт оценки»:

– Я выступаю за социальную справедливость. Но налог на роскошь, если ему быть, надо сделать корректным, правильным по форме, сегментации. Считаю, что логичнее облагать доходы, а не предметы роскоши, потому что с доходами все более-менее понятно, а вот как понять, что считать роскошью, а что – нет? Предвижу возражения относительно того, что повышенные доходы могут легко уйти от налога известными в нашей стране путями, что, как правило, и происходит. Тогда давайте открыто признаемся, что не можем легализовать черные зарплаты, не можем контролировать этот процесс и выработаем наконец способ борьбы с этим, формируя нормальную систему налогообложения. А в новейших инициативах власти больше политики, чем экономики.

Untitled-4.jpgДенис Герасимов,
партнер юридической фирмы RBL:

- Если посмотреть историю налога на роскошь в разных странах, то можно убедиться, что явление это неоднозначное. он то вводился, то упразднялся, и это наводит на мысль, что налог решал временные задачи, но не приходится говорить, что он давал ощутимую «накачку» бюджета или восстанавливал социальную справедливость. По большей части мотив его введения – популяризация власти, поднятие ее имиджа.  Подобие единого налога было в нашей стране до 1998 года, когда действовала прогрессивная шкала налогообложения. Но уже тогда налог быстро перестал быть эффективным – люди нашли способ его не платить, главным образом, те, кто мог это себе позволить. Можно говорить об оптимизации налога, которая может сводиться к разным «техникам». Например, налог на роскошь может включаться в акцизы на товары, которые относятся к предметам роскоши. покупая их, человек уже платит своего рода налог.  Или же налог может быть прямым – на предметы роскоши. Но все эти варианты сопровождает множество нюансов.