Безупречная репутация в бизнесе
12 Июля 2012 / № 2 (2)

Фантом ГЧП


Тема государственно-частного партнерства пришла к нам как модный международный тренд – мощный и многообещающий. Но с момента первых упоминаний успела смениться очередность слов – власть настаивает, что бы партнерство было частно-государственным, однако его проявления, как и прежде немногочисленны.

Untitled-4.jpg

Что сегодня кроется под всеми этими аббревиатурами – ГЧП, ЧГП или PPP (Public-Private Partnership)? Это реальный механизм привлечения крупного капитала в нужные государству проекты или скорее фантом, о котором все слышали, но никто не видел? Что задает тон развитию ГЧП и что его сдерживает? Насколько в этом плане преуспела Самарская область?

ИДЕТ СТАНОВЛЕНИЕ

По мнению одних экспертов, государственно-частного партнерства в России нет. И 20 реализованных в Российской Федерации проектов ГЧП - это еще не основание считать, что у нас развит такой механизм. 

По утверждению других, государственно-частное партнерство - явление для нас не новое, и Россия в этом отношении не пустыня. В мире она воспринимается как государство, где есть прецеденты успешных проектов, что имеет огромное значение при привлечении финансирования. 

Если исходить из фактов, практика ГЧП в России существует более 10 лет (для сравнения: во Франции - 460 лет), в настоящее время реализуется порядка 350 инициатив и проектов ГЧП в разных регионах РФ. Однако в этой практике очень много белых пятен и проблем, особенно в сфере законодательства, регулирующего ГЧП-отношения. Нормативно-правовая база в области ГЧП скромна: всего три федеральных документа и региональные законы о ГЧП (приняты в 35 субъектах РФ, к 12 из них готовятся изменения и дополнения). В Самарской области такой закон был принят в 2010 году.

Обилие региональных законов о ГЧП Ольга Ревзина, партнер, глава практики по инфраструктуре и проектам ГЧП «Герберт Смит» (Россия и СНГ), объясняет следующим образом: «Мы видим возможности на региональном уровне расширять нормативно-правовую базу различных форм ГЧП. В субъектах РФ есть гибкость для принятия изменений в региональные законы, но, разумеется, региональное законодательство не может прямо противоречить федеральному».

Насчет реализации проектов по региональным законам есть альтернативное мнение экспертов: расхождения в региональных и федеральных законах – это большой риск для инвестора, вкладывающего в строительство завода, магистрали и пр. десятки миллиардов рублей, пусть даже региональный закон (на той территории, куда пришел этот инвестор) создается конкретно под его проект.

ГДЕ ТОРМОЗ?

Так или иначе, законодательная база для государственно-частного партнерства имеется, и она продолжает шлифоваться. При этом внедрение ГЧП буксует в нашей стране. Конечно, есть продвинутые регионы и первые успешные примеры симбиоза частного капитала и государственной воли. Однако проектов, ожидающих этого, гораздо больше.

Причин, почему у нас «хромает» практическая реализация ГЧП, можно назвать несколько. Во-первых, государственно-частное партнерство - это комплексный механизм с использованием множества правовых ресурсов. И принципиально важно, чтобы весь этот комплекс правовых норм работал слаженно. Тогда, как в той же Самаре, например, катастрофически обстоят дела с правовым регулированием земельных отношений, что, естественно, не способствует реализации никаких проектов, в том числе и ГЧП.

Во-вторых, это работа над привлечением инвестиций - как иностранных, так и российских (этой теме мы посвятили две предыдущие статьи. – Прим. ред.).

В-третьих, есть проблемы не только финансового и законодательного характера, но и психологического. По мнению Романа Матрусевича, руководителя группы управления жилищно-коммунальной инфраструктурой Внешэкономбанка, корень неудач ГЧП-проектов в России в том, что при их структурировании властями не соблюдается ключевое правило: передавать частному сектору только те риски, которые он в состоянии контролировать и снижать с меньшими издержками, чем его публичный партнер.

Часто государственный орган старается практически весь перечень обязательств перевести на инвестора, аргументируя это тем, что и так делает ему большое одолжение, давая возможность заработать.

По мнению г-на Матрусевича, государственный орган должен принять тот факт, что проект реализуется именно на принципах партнерства, что предполагает сбалансированность ответственности. Иными словами, каждый участник проекта несет риски по обязательствам, которые он может выполнить в силу своей компетенции.

ЕСТЬ СВОИ ПИОНЕРЫ

Существует ли в Самарской области ГЧП? Узнать ответ на этот вопрос наверняка все жители и гости нашего региона смогут в конце 2014 года, когда в Самаре появится модернизированный аэропорт «Курумоч».

Проект развития международного аэропорта «Курумоч» – первый на территории региона инвестиционный проект на условиях государственно-частного партнерства. Для его реализации в конце 2008 года была создана структура – ОАО «Корпорация развития Самарской области». Сегодня этот ГЧП-проект запущен.

Инвестором выступает ЗАО «Курумоч-Инвест», входящее в ГК «Ренова», которая управляет аэропортом Екатеринбурга «Кольцово» и международным аэропортом Нижнего Новгорода.

В январе 2012 года между ГК «Ренова» и «Корпорацией развития Самарской области» было подписано инвестиционное соглашение о реализации проекта строительства нового аэровокзального комплекса, реконструкции и модернизации инженерных систем и коммуникаций международного аэропорта «Курумоч», а также его эксплуатации. «До конца 2014 года инвестор должен закончить все работы по реконструкции аэропорта», - подтверждает Ольга Серова, генеральный директор ОАО «Корпорация развития Самарской области».

По словам Ольги Серовой, к этому сроку в Самаре будет построен новый пассажирский терминал, оснащенный самым современным технологическим оборудованием, площадью более 35 тыс. кв. м и пропускной способностью 3,5 млн пассажиров. По мере увеличения пассажиропотока терминал будет расширен до 60 тыс. кв. м. Также в рамках инвестиционной программы будет возведен новый грузовой терминал, модернизированы инженерные системы и коммуникации аэропорта, реконструированы административные здания, база наземного и технического обслуживания. Инвестор планирует вложить в развитие аэропорта более 12,3 млрд руб.

Еще один пример реализации проекта на условиях ГЧП на территории Самарской области - участие ОАО «Российские коммунальные системы» (опять же это ГК «Ренова») в работе ОАО «ПО КХ Тольятти», согласно которому компания получила в аренду на 25 лет имущество местного «Водоканала» и теплосетей.

Признаем, есть масса других проектов региона, нуждающихся в ГЧП. Например, эта схема не помешала бы строительству долгожданной магистрали «Центральная».



ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Untitled-1.jpgОльга Серова,
генеральный директор ОАО «Корпорация развития Самарской области»:

- Мы проделали колоссальную работу над проектом аэропорта «Курумоч», полностью разработали его концепцию и, самое главное, сделали мастер-план его реализации до 2015 года. То есть инвестор, приходя, получает абсолютно понятные правила игры. В итоге в борьбе участвовали шесть серьезных игроков, и в открытом аукционе победил инвестор, предложивший наиболее интересные условия по объемам вложений и срокам работ.

Был найден выход, как обеспечить контроль над реализацией этого масштабнейшего проекта. Инвестор (ЗАО «Курумоч-Инвест», ГК «Ренова») приобретет 71,1773% акций ОАО «Международный аэропорт «Курумоч», принадлежащих ОАО «Корпорация развития Самарской области». До сдачи в эксплуатацию объектов строительства контроль над реализацией проекта будет осуществлять корпорация. Только после исполнения инвестиционных обязательств инвестор сможет дополнительно приобрести 25,0114% акций аэропорта. Подчеркну, что в процессе реализации проекта мы оказываем полное содействие инвестору.