Безупречная репутация в бизнесе
19 Августа 2013 / № 3 (9)

Почему бизнесу не везет в "карты"?


Реализация «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы должна улучшить инвестиционный климат в России, подняв его до уровня мировых экономических стран-лидеров. Так обещали авторы стратегических документов. Но на практике первая партия многообещающих «дорожных» инициатив оказалась под «кирпичом». 

ПО ПОНЯТИЯМ

«Дорожные карты» — официальное название специальных планов мероприятий, разработанных в рамках Национальной предпринимательской инициативы и направленных на улучшение инвестиционного климата в России. Национальная предпринимательская инициатива реализуется Агентством стратегических инициатив во исполнение поручения президента РФ Владимира Путина. «Дорожные карты» закреплены распоряжениями правительства и направлены на упрощение, удешевление, а также ускорение действующих на территории процедур, связанных с ведением бизнеса. 

В качестве контрольных показателей успешной реализации «дорожных карт» выбран рейтинг Doing Business («Ведение бизнеса»), подготавливаемый Всемирным банком на ежегодной основе, а также индикаторы конкурентной среды OECD PMR и индикаторы предпринимательской активности New Business Density. Целевым ориентиром реализации «дорожных карт» является вхождение Российской Федерации в топ-20 рейтинга Doing Business по комплексу из 10 показателей в 2018 году. В 2012 году Россия вышла на 112-е место в этом рейтинге, за год улучшив свое положение на 8 позиций. Согласно оценкам, проведенным Правительством РФ и правительством Москвы, с учетом проведенных реформ в 2012-2013 годах Россия заняла бы уже 44-е место в мировом рейтинге.

В настоящее время Правительством Российской Федерации утверждены 9 «дорожных карт» в таких сферах, как энергетика, строительство, таможня, экспорт, регистрация предприятий, регистрация собственности, госзакупки, развитие конкуренции, регуляторика бизнеса. Одобренные карты включают в себя свыше 400 мероприятий, направленных на упрощение, удешевление и ускорение действующих в России процедур по ведению бизнеса.

fb286ca872211937999864d371b1f379.jpg

ДЕВЯТЬ ЧЕТВЕРЫХ НЕ ЖДУТ

Подготовка последних «дорожных карт» бизнеса на данный момент медленно, но неизбежно подходит к своему логическому завершению. Четыре из тринадцати документов, согласно последнему заявлению главы Агентства стратегических инициатив Андрея Никитина, планируется запустить не позднее осени. Девять «дорожных карт» уже готовы и утверждены подписью премьер-министра.

По словам Андрея Никитина, остающиеся в разработке документы будут посвящены таким вопросам, как совершенствование оценочной деятельности, упрощение налогового администрирования, облегчение доступа предпринимателей в социальную сферу, а также разработке национальной системы компетенций и квалификаций. Цели данных инициатив декларируются как, соответственно, создание законодательства об ответственности оценщиков за результаты деятельности, снижение финансовой нагрузки на предприятия, развитие социального бизнеса и создание высококвалифицированных рабочих мест. Впрочем, пока неизвестно, какой комплекс мероприятий для выполнения этих целей предлагают авторы документов, поэтому вряд ли можно размышлять о том, какую эффективность будут иметь новые «дорожные карты». 

А вот попытаться оценить результативность реализации остальных девяти инициатив, утвержденных к выполнению правительством, с точки зрения улучшения предпринимательского климата не только можно, но и, как утверждают сами авторы проекта, просто необходимо. В противном же случае, без постоянного мониторинга эффективности и работы с замечаниями от бизнес-сообщества «дорожные карты» останутся лишь совокупностью букв на бумаге, не имеющих никакого отношения к реалиям предпринимательской жизни.

ДОМИНАНТА «КИРПИЧА» 

Удалось ли облегчить этим девяти «дорожным картам» условия ведения бизнеса для отечественных предпринимателей? Учитывая, что шесть документов из этого числа были утверждены еще в 2012 году, вопрос весьма своевременный. 

Принятые инициативы, согласно первоначальному замыслу и плану мероприятий, должны были устранить существующие для бизнеса барьеры в вопросах строительной деятельности, подключения к инфраструктуре, регистрации предприятий, конкуренции и поддержки экспорта. Однако на сегодняшний день, по официальным данным мониторинга Агентства стратегических инициатив, выполнение мероприятий в большей или меньшей степени уже отстает от плановых сроков практически по всем обозначенным «картам». Это отставание по различным «дорожным картам» колеблется от 5 до 62%, а в целом составляет около половины от предусмотренного плана.

Несмотря на такое положение дел, представители федерального правительства отмечают, что часть исполненных мероприятий «дорожных карт» уже показала свою эффективность. «В целом большинство предпринимателей, с кем мне приходилось общаться, говорят, что результаты есть. Например, в таможенной сфере введено предварительное информирование, за счет чего сокращена длительность таможенных процедур, в особенности на автомобильных пунктах пропуска», – заявил недавно премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев.

Впрочем, на недавно состоявшемся в Самаре «круглом столе» по теме «Мониторинг дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы» предприниматели – участники рабочих групп НПИ высказали мнение, что позиция чиновников и представителей делового сообщества по вопросу эффективности реализованных мер сильно различается. Из их докладов следует, что многие пункты, называемые представителями правительства исполненными, являются таковыми лишь на бумаге.

«Среди тех пунктов, которые чиновники считают выполненными, существует множество недоработок. На мой взгляд, из названных 46% многие меры можно отнести к реализованным лишь формально, – подчеркнул на «круглом столе» председатель совета директоров Объединенной экологической корпорации Антон Степанов. – Я могу привести множество таких примеров, касающихся реализации «дорожной карты» по поддержке экспорта. В частности, Министерство экономического развития отрапортовало о выполнении пунктов по созданию Совета по развитию экспорта при президенте РФ и изменении Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», хотя на самом деле внесенные ведомством предложения не реализовывались вовсе, поскольку не получили одобрения со стороны Министерства финансов. Однако поскольку само предложение было разработано и выдвинуто, чиновники считают его выполненным». 

Аналогичная ситуация, по словам Антона Степанова, и в отношении развития региональных инфраструктур поддержки экспорта. «Пункт о формировании организаций правовой поддержки экспорта также довольно тяжело назвать выполненным на практике, – считает эксперт. – В качестве члена рабочей группы АСИ и сопредседателя комитета по экспорту «Деловой России» я не так давно посетил десять российских регионов, и могу сказать, что лишь в Чувашии действительно работает экспортный центр. В Самаре же и Тюмени эти структуры поддержки в зачаточном состоянии». 

Примечательно, что все приведенные замечания касаются только одной, наиболее «успешной», по общему признанию, в плане выполнения «дорожной карты», пункты которой формально считаются реализованными на 30%. По многим другим документам положение дел гораздо хуже. Закономерность тут довольно простая: чем более проблемной для бизнеса является та или иная сфера, тем труднее и медленнее реализуется «дорожная карта», призванная улучшить в ней ситуацию.

Например, корпоративный директор АСИ Светлана Чупшева на VII Межрегиональном экономическом форуме в Самаре заявила, что к сегодняшнему дню должным образом не выполнен практически ни один пункт мероприятий, предусмотренных картой проекта «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», хотя в соответствии с первоначальным планом в стадии готовности уже должно быть 78% мероприятий этой «дорожной карты». Таким образом, решение проблемы по оперативному выделению земельных участков застройщикам, которую многие предприниматели считают одной из приоритетных, до сих пор не сдвинулось с «мертвой точки».

К тому же многие изменения носят лишь локальный характер. Например, если ситуация с подключением к энергосетям в течение года действительно изменилась на территории Москвы и области (согласно результатам мониторинга, срок подключения к инфраструктуре понизился здесь в среднем с 251 до 100 дней), то во многих регионах такой динамики пока нет.

СПРАВЕДЛИВОСТИ РАДИ

Позитивные изменения в жизнь предпринимателей «дорожные карты» все же привнесли. В наибольшей степени они ощутимы в таможенной сфере. По данным мониторинга, около четверти опрошенных предпринимателей указывают на сокращение времени на таможенные процедуры, особенно по товарам, не требующим ветеринарного и фитосанитарного контроля. Отмечает это изменение и представитель рабочей группы по вопросам экспорта. «Благодаря «дорожной карте» заметно легче стало оформлять и вывозить через границу экспортные грузы», – говорит председатель совета директоров Объединенной экологической корпорации.

СМЕЛОСТИ ПРОСИМ!

По мнению представителей рабочих групп Национальной предпринимательской инициативы и руководства Агентства стратегических инициатив, изменить текущую ситуацию может только активное участие самих предпринимателей. «Существующие недоработки – это реальность, в которой мы живем. Винить в этом АСИ и Министерство экономического развития непродуктивно, так как это единственные структуры, которые действительно работают над данным вопросом, – считает Антон Степанов. – Вместе с тем никакой пользы от «дорожных карт» не будет, если в работу по ним не включатся реальные представители бизнеса. Если в АСИ каждый день будут поступать сообщения о том, что тот или иной пункт, формально считающийся выполненным, на деле не работает, что существуют трудности, то ситуация сможет измениться».

Облегчить процесс участия бизнеса в мониторинге исполнения «дорожных карт» призваны новые меры Агентства стратегических инициатив. «Мы синхронизировали мониторинг с ведущими российскими деловыми объединениями. Для сбора мнений и оценок запустили сайт «Инвестклимат.РФ», целевая аудитория которого – предприниматели. Этот инструмент обеспечит обратную связь с бизнесом», – поясняет Светлана Чупшева.

Текущая судьба проекта «дорожных карт» еще раз напомнила предпринимателям старую пословицу о спасении утопающих. Для преодоления административных барьеров, особенно на нижних этажах властного аппарата, у чиновников зачастую просто отсутствует мотивация, потому и не приходится удивляться низкой эффективности тех или иных начинаний. Остается надеяться, что ситуацию переломит активная гражданская позиция делового сообщества, и надо сказать, на общем фоне годами накопленного предпринимателями скептицизма, встречаются и оптимистично настроенные бизнесмены.

В частности, довольно оптимистично относятся к такому положению дел представители рабочих групп Национальной предпринимательской инициативы. «Сегодня впервые за много лет деловое сообщество имеет возможность наблюдать, как реализуется предложенный предпринимателями план. Власть перешла от монолога к диалогу, и бизнес должен проявить себя в нем как можно активнее», – считает генерал-майор таможенной службы в отставке и руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности Галина Баландина, участвующая в мониторинге исполнения «карт».



МНЕНИЯ

Untitled-2.jpgАндрей Никитин, 
глава АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»:

– Есть две причины замедления работы по «дорожным картам»: низкий уровень контроля со стороны аппарата правительства и неверие самих федеральных чиновников в конечный результат. Один из них признался, что подписывая «дорожные карты», никто не верил, что из этого что-то получится. Поэтому все подписали не глядя, и только потом стали разбираться, как их необходимо исполнять. Есть карты, по которым неисполнение почти стопроцентное, например, по строительству. Там все принципиальные вещи находятся в процессе. Это значит, что срок нарушен и документ находится либо в аппарате правительства, либо в Госдуме.

Untitled-3.jpgСветлана Чупшева,
корпоративный директор АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»:

– Сегодня из 126 мероприятий, исполнить которые федеральные органы власти должны были уже в мае, выполнены только 46%, 54% не выполнено. Если же говорить о «дорожной карте» строительной сферы, то как это ни прискорбно, здесь почти абсолютное невыполнение. Чуть больше пятой части мероприятий сейчас находятся в процессе исполнения, то есть у них пропущен срок – это довольно плохие показатели. Поэтому, я считаю, что представителям предпринимательского сообщества необходимо повысить эффективность реализации «дорожных карт», жестко отслеживая их исполнение.


ПО ФАКТУ

Мониторинг текущей ситуации исполнения « дорожных карт»

 

Исполнение (план):

Исполнение (факт):

Подключение к энергосетям

86%

24%

Строительство

78%

17%

Таможня

33%

16%

Регистрация собственности

10%

5%

Регистрация предприятий

26%

-

Развитие конкуренции

36%

9%

Поддержка экспорта

61%

30%

Доступ к госзакупкам

0%

-

Качество госрегулирования

0%

-

 по данным Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов


0
paulspear
Although it will not be since widespread as the chronograph, memory electronic timepieces are increasingly being created yet again. They are antique motivated pieces. You'll replica rolex watches find men's Guess watches replica U-Boat Watches next quite style. That they mainly have got rectangular faces, replica Breitling Skyracer watches following fit together with the deco patterns from your earlier. They knockoff Panerai watches appear cool as everyday don as well as remaining cozy with regard to lively living. The women Fossil watches, however, take replica Bulova watches over a different style. They're pursuing the tiny face, bracelets style.
Имя Цитировать 0