Безупречная репутация в бизнесе
7 Июня 2013 / № 2 (8)

Леонид Пак: «Сфера госзакупок выходит на новый этап»


Контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок – одно из важнейших направлений деятельности Федеральной антимонопольной службы. Какие факты по Самарской области подтверждают необходимость перемен и при каких условиях новый закон заработает? Об этом «Делец» беседует с руководителем УФАС по Самарской области Леонидом Паком


Д.: – Сколько нарушений в сфере госзакупок было выявлено на территории Самарской области за 2012-й и первый квартал 2013 года? Какая наблюдается динамика?

Л.П.: – За прошедший год, по сравнению с 2011-м, количество жалоб на нарушения закона о закупках № 94-ФЗ на территории региона увеличилось на 43 процента. Однако из этого числа около 15 процентов жалоб мы вынуждены были возвратить, поскольку их форма не соответствовала требованиям, прописанным в законе, и еще около 250 обращений впоследствии отозвали сами заявители. Из оставшегося количества 716 жалоб были признаны необоснованными, что составляет примерно половину от всех обращений. Таким образом, обоснованными были признанны меньше четверти жалоб – 240 из 1386 обращений. Это несколько превышает показатели 2011 года, когда мы признали обоснованными 170 жалоб. Таким образом, статистика говорит о небольшом росте основных показателей во всех категориях – увеличилось число как обоснованных, так и необоснованных жалоб. Если же говорить о первом квартале текущего года, то по сравнению с аналогичным периодом 2012-го обращений поступает меньше. В целом мы мало влияем на эту статистику, здесь все зависит от интенсивности заказчиков и участников.

Д.: – Какие нарушения в данной сфере на территории региона сегодня фиксируют чаще всего?

Л.П.: – Неправомерный отказ в доступе к участию в аукционе. То есть такие ситуации, когда организаторы торгов без каких-либо на то оснований сообщают участнику, что его заявка не соответствует требованиям закона, в связи с чем его участие в процедуре невозможно. Впрочем, распространены и «обратные» нарушения – необоснованный доступ к участию в аукционе организаций, заявки которых действительно не подходят под обозначенные требования. Я бы не стал утверждать, что в подобных случаях всегда имеется какой-либо корыстный умысел, хотя нередко приходится иметь дело и с такими случаями. Однако часто заказчики не в состоянии должным образом справиться с количеством поступающих заявок, из-за чего упускают из вида многие нюансы. Это ни в коем случае не уменьшает их вину. Вопрос профессионализма заказчиков принципиален, поскольку зачастую речь идет о значительных суммах контрактов. 

Весьма распространенным нарушением является также отсутствие предмета закупки в наименованиях заказа. Например, заказчик указывает, что необходимо поставить канцтовары, но не уточняет, какие именно. Причем когда речь идет о более сложных категориях товаров в какой-либо узкоспециализированной сфере, усмотреть подобные нарушения бывает непросто. Между тем отсутствие точной информации значительно ограничивает возможность успешного участия в аукционе для широких кругов бизнеса. Сюда же относится и неточное указание требований к товарам и материалам в информации о заказе. Так, некоторые заказчики в разных частях аукционной документации указывают различные характеристики товара, добавляя, например, в одной из глав какие-либо дополнительные характеристики к требуемому товару. Поверить в то, что это делается без какого-либо умысла, довольно непросто. 

Нередко сталкиваемся с еще одним, любопытным видом нарушений – использованием букв латинского алфавита в наименовании заказа, что также ограничивает для потенциальных участников возможность поиска информации об аукционе в открытой сети и имеет довольно серьезные последствия. Представьте: вы забиваете тот или иной запрос на русском языке, однако поиск не обнаруживает требующийся вам результат как раз из-за того, что в наименовании размещенного заказа содержатся символы латинского алфавита. Чаще всего обнаруживается замена русской «с» на латинскую. Возможно, какой-то процент подобных нарушений – следствие опечаток, однако все мы работаем за компьютером, и понимаем, что вбить латинскую букву в середину слова на русском языке по чистой случайности отнюдь не просто. 

В частности, в последний раз с таким прецедентом мы столкнулись совсем недавно, разбирая жалобу на проведение аукциона о закупках для одной муниципальной больницы. Заказчик заменил одну букву в каждом слове наименования заказа. Понятно, что за этим кроется чей-то умысел.  

Д.: – В каких отраслях нарушения встречаются чаще всего?

Л.П.: – Лидирует сфера строительства. На самом деле причины тут достаточно просты: чем больше заказов и выше их стоимость – тем больше жалоб и реальных нарушений. 

Д.: – На ваш взгляд, насколько действующее законодательство в сфере государственных и муниципальных закупок справляется со своими задачами?

Л.П.: – Когда в 2011 году специалисты ФАС России провели опрос среди представителей строительных компаний на тему того, какое значение имеет закон о госзакупках 94-ФЗ для бизнеса, подавляющие большинство респондентов отметило, что его появление расширило возможности участия в торгах по госзакупкам для широкого круга компаний. Я с этой оценкой согласен. Хорошо помню, какой была ситуация в сфере госзаказов до появления этого закона. Государственные и муниципальные структуры тогда в большинстве работали с одной-двумя компаниями, в чьей репутации они были уверены, и это воспринималось как нормальное положение вещей. Конкурентное поле в этой сфере отсутствовало как таковое, и в этом отношении с 2005 года изменилось многое. В 94-ФЗ было прописано несколько основных целей: обеспечение единства экономического пространства, повышение эффективности использования средств бюджетных и внебюджетных источников, расширение возможностей участия в торгах для физических и юридических лиц, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов муниципальной и государственной власти, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказа и снижение уровня коррупции. В той или иной степени данный закон справился с большинством поставленных целей, и сейчас мы уже переходим к новому этапу, а значит, и к новым задачам. Конечно, для нас все еще серьезной проблемой является профессионализм заказчиков, и тут есть над чем работать. Между тем, согласно нашим данным, на сегодняшний день ряд самарских компаний принимает участие в госконкурсах, проводимых в других регионах страны, что еще около десяти лет назад было бы просто невозможным. Мне кажется, что это само по себе хорошо иллюстрирует, насколько эффективно 94-ФЗ справился с поставленными целями. Положительный эффект достигается и с точки зрения экономии бюджетных средств: согласно отчетам ФАС России, ряд структур сегодня благодаря торгам экономит до 90–100 процентов.

Д.: – На ваш взгляд, какое значение для отечественного бизнеса будет иметь вступление в силу недавно принятого закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

Л.П.: – В новом законе есть много интересных нюансов, о которых стоит рассказать отдельно. В частности, 44-ФЗ определяет порядок планирования проведения закупочных процедур. Когда я начал читать этот закон, то ради интереса заглянул на сайты нескольких муниципальных образований в Европе и увидел, что у каждого из них на официальном ресурсе имеется годовой план закупок. Нам надо стремиться к аналогичному уровню прозрачности. Это улучшит конкурентные условия, позволит компаниям-участницам планировать свой бюджет заранее, готовиться к участию в аукционах за полгода до проведения, а не за месяц, как сегодня. Помимо планирования, закон требует также контролировать эффективность исполнения контракта. К этой области, например, относятся антидемпинговые меры, потребность в которых заказчики сегодня ощущают особо остро. Тут надо понимать, что необоснованное падение цен негативно влияет на экономику, поскольку само выполнение контракта в этом случае попадает под угрозу. А срыв работ, если говорить о государственных и муниципальных нуждах, может косвенно затронуть интересы огромного количества граждан. Представьте, например, какие последствия могут быть, если сорвутся работы по перекладке теплотрассы. Антидемпинговые же меры предполагают, что в случае падения от начальной цены контракта победитель до заключения соглашения должен обеспечить исполнение обязательств в размере первоначальной стоимости контракта. Таким образом, если компания не исполнит контракт по заниженной стоимости, деньги останутся у заказчика, что компенсирует потери. Мы хорошо пониманием актуальность таких мер, так как жалобы от заказчиков, что демпингующие компании-победители не исполняют заключенных контрактов, поступают к нам нередко. Теперь же денежное обеспечение в такой ситуации станет обязательным.

Для добросовестных представителей бизнеса закон только упростит условия работы. Однако во многом практическая эффективность нового закона будет зависеть и от степени проработанности соответствующих подзаконных актов.



К сведению

По итогам I квартала 2013 года в УФАС по Самарской области поступило 176 жалоб на нарушения закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Из них 18 было возвращено, 17 – отозвано заявителями, 107 – признано необоснованными, 34 – признано обоснованными. В результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок было выявлено 31 нарушение в 19 размещениях. Из них 11 связаны с порядком отбора, 3 – с размещением информации о заказе, совершенным с нарушением требований законодательства о размещении заказов, 5 – с порядком заключения контракта или неправомерным изменением его условий и одно – с установлением в документации требований к торгам, ограничивающих число участников.

В аналогичный период 2012 года в УФАС по Самарской области поступило 213 жалоб, в результате рассмотрения которых было выявлено 52 нарушения.

За период 2012 года в УФАС по Самарской области поступило 1386 жалоб, что на 45% превышает аналогичную статистику 2011 года. Обоснованными из них были признаны 240 обращений, что на 42% больше чем за предыдущий год. Количество выявленных нарушений по сравнению с 2011-м за прошедший год выросло на 27%. Всего за 2012 год ведомство выдало 205 предписаний и 153 постановления о наложении штрафа (на 42% больше чем в 2011-м) на общую сумму 4 млн 563 тыс. рублей.




0
paulspear
Although it will not be since widespread as the chronograph, memory electronic timepieces are increasingly being created again. They are antique motivated pieces. You'll find men's Guess watches next quite style. swiss replica Patek Philippe That they mainly have got rectangular faces, following fit together with the deco patterns from your earlier. They appear cool as replica Panerai watches everyday don as well knockoff Rado watches as remaining cozy with regard to lively dwelling. The women Fossil watches, however, lead replica designer handbags a replica Breguet watches different style. They're pursuing the tiny face, bracelets style.
Имя Цитировать 0