Безупречная репутация в бизнесе
6 Мая 2012 / № 1 (1)

Вячеслав Малеев: гонки за лидерство


Он - типичный делец нового времени – деятельный, делающий, человек Дела. Большой бизнес, реальная политика, серьезное увлечение – Вячеслав Малеев проявил себя в разных ипостасях, стал успешным и по праву гордится статусом чемпиона. Чемпион России в гоночном спорте, чемпион страны по поставкам целого ряда составляющих продуктовой линейки, производимых  подконтрольными ему предприятиями. Он свободен от условностей в политике, но несвободен от обязательств в бизнесе и благотворительности, полон энергии и сил, но обделен сном и покоем, поклонник скорости, внимателен к деталям, щепетилен к показателям бизнеса, но равнодушен к деньгам.


Председатель совета директоров ОАО «АвтоКом», председатель комитета по местному самоуправлению Самарской Губернской Думы, чемпион России по автоспорту Вячеслав Малеев эксклюзивным интервью журналу открывает галерею сильных личностей самарской деловой среды.

СВЕРЯЯ КООРДИНАТЫ

- Наше издание называется «ДЕЛЕЦ. Безупречная репутация в бизнесе». Какие ассоциации у вас вызывает слово «делец» и как вы понимаете словосочетание «безупречная репутация»? Это тот актив, который действительно помогает в делах, или эфемерное, имеющее мало общего с современным реальным бизнесом понятие?

- Делец… Очень положительные ассоциации. Хорошее слово и достаточно редкое явление. К сожалению, все чаще встречаются «делопуты», а не «дельцы», люди дела. Безупречная репутация – это та «визитка», которую каждый уважающий себя бизнесмен, делец, нарабатывает всю жизнь. Ты создаешь вокруг себя широкое поле людей - друзей, знакомых, партнеров по бизнесу разного уровня. Они верят тебе – ты рассчитываешь на них. Конечно, безгрешный человек – это нечто из области фантастики. Как руководители, мы иногда принимаем непопулярные решения, идем, пробивая дорогу своему бизнесу, своему окружению, друзьям, близким. Но если ты действуешь прямо и честно, не прибегая к всевозможным манипуляциям, то чувствуешь себя спокойно и свободно. И люди тебя воспринимают таким, а это и есть хорошая репутация. Репутация – это характер, проявление воли к жизни.

- Сильная воля…  Во время нашей последней встречи три года назад вся страна была растерянна, мало кто понимал, что происходит и что будет дальше. И тогда все присматривались друг к другу, к людям, руководящим крупным бизнесом, и боялись увидеть в их глазах панику. А для компаний отечественного автопрома происходящее в мировой и локальной экономике страны было тем более тревожно. Вы же демонстрировали спокойное хладнокровие гонщика, чувствовалась напряженность, сосредоточенность, но никакой паники. Это характер или вы и тогда знали, что автопром выстоит? Что в нем изменилось за три года?

- У нас не было и сейчас нет других вариантов – только выстоять. С того времени автопром изменился существенно. Основное направление движения – выбор в пользу сборки иностранных автомобилей. По сути дела, свой продукт оставили за собой только ГАЗ и КамАЗ. Один из новых путей развития ВАЗа – сборка автомобилей марки Reno, Nissan с глубокой переработкой. Так, на базе сборочных производств будет создано производство двигателей, и это потянет за собой множество других производств второго и третьего уровня – литье алюминия, ковка нового порядка, обработка материалов, отделочные материалы. Автопром, авиастроение, судостроение, транспортостроение – это локомотивы, которые тянут за собой самые разные отрасли. Поэтому АвтоВАЗу, ГАЗу, КамАЗу очень важно продолжать рассчитывать на себя и сохранить выпуск своего автомобиля. Я всегда повторяю, что мы не должны допустить «складывающегося» автопрома - это сердце нашей экономики, нашей безопасности. Приведу простой пример с кнопкой SOS в автомобиле, после нажатия на которую автомобиль останавливается диспетчером. И включить ее можно только через него же, после объяснения ситуации. Только тогда машина снова заведется. Так случится и с нашей армией, если мы похороним свой автопром и сядем на «мерседесы», «манны», «рено».

- А диспетчерами будут не наши генералы…

- Совершенно верно, и этого нельзя допустить. Мы не можем покупать за границей многие вещи, потому что являемся полюсом, противоположным «мировым жандармам», которым только мы и Китай реально связываем руки. Это сложная большая политика, но она имеет преломление в масштабе автопрома, АвтоВАЗа. Мы очень рассчитываем, что он выберет правильный путь.

ПО ФАКТУ

- Если даже крупные, градообразующие предприятия стоят на распутье, то что говорить об остальном бизнесе. Вы какой путь развития выбрали, как скорректировали бизнес?

- Мы пошли по пути допкапитализации в сторону иностранных компаний, я условно это так называю. По сути дела, создается совместное предприятие, но я жестко контролирую, чтобы выдерживалось условие - не менее 50% акций у российской стороны. Участие в управлении должно быть активным - этот принцип незыблем. Мы отслеживаем рынки, разрабатываем производственный и бизнес-план, детально продумываем все свои движения, ориентируясь на партнеров - сегодняшних и будущих, и уже с учетом всего этого подходим к расширению технологий и производственных процессов.

- В каком соотношении ваш продукт ориентирован на конвейерное производство и рынок запасных частей?

- Я по-прежнему стараюсь удержать вторичный рынок в размере 28-30% и сохранить эту нишу. Она дает запас прочности, этот рынок практически не подвержен никакому кризису.

- По большому счету, это подушка безопасности бизнеса…

- Согласен. А что касается ориентированности на конвейерное производство, то мы тоже стараемся максимально дифференцировать это направление, в разных объемах поделив поставки на все заводы постсоветского пространства.

С ИЗНАНКИ

- В вашей жизни так много автомобилей во всех вариациях… А что для вас значат гонки? Это увлечение? Страсть? Жажда скорости?

- Это любимое хобби. Мне нравится все, что с этим связано, - участвовать, наблюдать. Глядишь на наших мальчишек, сидящих в картингах (точнее - из картинга виден только шлем), глаз радуется! За этим занятием я наблюдаю своего сына, который за рулем с десяти лет и к восемнадцати годам сумел взять серьезные награды. Мне нравится, что парни занимаются этим спортом, а не ищут авторитетов у подъезда. В азартной спортивной борьбе, выталкивая друг друга с трассы, соревнуясь и споря, они учатся быть бойцами. И они станут бойцами, а мне любо на это смотреть. Я стараюсь развивать и поддерживать это явление на той территории, где мы живем, где занимаемся бизнесом. Не представляю свою жизнь без автомобилей и спорта.

- Признайтесь, вы - спорщик? Для гонщика это привычное дело…

- Пожалуй, я не исключение. Я буду отстаивать свою точку зрения до конца, если уверен, что прав. Но при этом не являюсь формализованным спорщиком и не утверждаю, что мое мнение – это закон, всегда готов выслушать альтернативную сторону. Я подчинен только здоровой, осмысленной логике.

- Умение «технично» спорить может пригодиться в политической карьере. Скажите, политика подминает людей под себя или есть шансы на что-то влиять? В бизнесе другая среда?

- Слава Богу, я довольно свободный человек и занимаюсь тем, что мне нравится. У меня нет цели создать вокруг политики бизнес, нет желания и оснований перед кем-то кланяться или что-то замалчивать ради искупления грехов или чего-то еще. Политика меня не пугает, не довлеет надо мной, и я всегда говорю вслух о том, что мне не нравится, вне зависимости от того, какого уровня человек сидит напротив меня и чего от меня ждет. В производстве, конечно, все проще. Там нет никаких «кривляний» и «виляний» - есть задача, которую просто надо выполнить. Считаю, что и политика должна быть свободна от демагогии. К примеру, если мы хотим, чтобы дороги были лучше, надо именно этим и заниматься.

- Кстати, очень хотим: дороги, стоянки, новые развязки, объекты социальной инфраструктуры. Скажите, а вам не кажется, что Самара в последнее время потерялась на фоне других городов-миллионников?

- Есть, конечно, подобное ощущение. Последние 7-8 лет в Самаре много чего менялось: новая власть приживалась к региону, много предприятий поменяли собственников, большая часть из которых до того времени не имела никакого отношения к городу. Это вкупе сформировало период затишья в бизнесе нашей области, но он временный. Развиваясь, современный бизнес должен всегда учитывать социальную составляющую.

БИЗНЕС-ИДЕАЛЫ

- Идея построения предприятий, сотрудники которых с удовольствием идут на работу и возвращаются домой, вам не кажется неисполнимой?

- Это вершина мастерства современного бизнеса, который не подчинен табельному времени, и требует от всех полной отдачи. Поэтому от того, какой климат создает работодатель, зависит настроение многих людей. 

- Как при этом создать эффективную стабильную команду? Создав коллектив численностью свыше 10 тысяч сотрудников, вы наверняка знаете какие-то секреты?

- Все приходит с опытом. Я всегда боялся остановиться и понимаю, что не зря. У компании всегда должны быть планы развития. Как только их нет, ты начинаешь давать задний ход, сталкиваешься с полной стагнацией в системе управления, теряешь людей. Поэтому надо всегда развиваться и наращивать объемы производства таким образом, чтобы сохранить людей.

- По определению, конечная цель любого бизнеса – извлечение прибыли. Что для вас значат деньги и для чего они вам нужны?

- Когда меня поздравили с чемпионским титулом в автоспорте, я сказал, что уже давно чемпион России - по многим другим серьезным дисциплинам. Мы лидеры в серьезнейших проектах: больше всех в России производим автомобильных электродвигателей, делаем больше всех цистерн, лидеры в строительстве станций газоперекачивающих агрегатов мощностью 25 МВт. Нам это интересно, мы просто так заточены. А деньги сопутствуют решению задачи стать лучшим и приходят сами собой, как только ты становишься таковым. Но сами по себе они мне практически безразличны.

- Вы учредили благотворительный фонд. Скажите, вы согласны с тем, что получает больше тот, кто отдает, а не тот, кто принимает?

- Конечно. Понимание, что ты можешь кому-то помочь и изменить к лучшему жизнь детей, дорогого стоит. Поэтому все предприятия нашей группы ежемесячно отчисляют в учрежденный нами благотворительный фонд деньги, которые идут на лечение и другие нужды детей (более 60%), на нужды детей наших сотрудников, а также на развитие спорта.

- Такая активная благотворительная позиция, пожалуй, и является наивысшим критерием успешности и состоятельности любого бизнеса. Вячеслав Михайлович, каковы ваши планы на ближайший год, если, конечно, вы не верите в конец света?

- У нас много проектов в каждом из четырех дивизионов. Во всех направлениях четко спланированы задачи. Если в марте все отчитаются по своим показателям, я буду удивлен, но очень доволен. Мы часто ставим задачи, которые порой кажутся нереальными, и время от времени они выстреливают. Кроме того, я бы не отказался от титула чемпиона Европы, борьба за который вот-вот стартует.

А конец света? Вот уж на что мне по-настоящему плевать (смеется). Я много езжу на машинах, каждую неделю и по нескольку раз летаю, поэтому трудно сказать, где что нас ждет и когда это случится. Никто не знает. Да, наверное, в этом и есть свой драйв! Некогда думать об этом.



 «САМАРА-РИНГ» – ПРОЕКТ НА ВЫРОСТ

На проект высокоскоростной спортивной трассы, автором и идеологом которого выступает Вячеслав Малеев, многие возлагают надежды, связанные не только с развитием спорта в регионе, но с повышением туристического и инвестиционного потенциала губернии. Для его реализации выбрана площадка между Самарой и Тольятти, что позволит задействовать сразу два крупных города. Аналог проекта реализован и успешно функционирует в Испании. Испанская трасса позволяет проводить соревнования уровня GT–чемпионата. Инвестиции в проект составили около 48 млн евро. Подобную трассу в настоящий момент строят на Волоколамском шоссе в Подмосковье. Заложенная в самарский проект многофункциональность позволит представить много разных дисциплин. Трасса для гоночного спорта летом зимой превратится в площадку для катания на снегоходах, трек для проведения синхронных гонок, что набирает все большую популярность среди любителей спорта. Структура трассы представляет собой две ледяные дорожки, которые идут абсолютно параллельно, разделяясь перед мостом, после чего одна проходит через мост, другая - под мостом. Характерно, что, пройдя два круга, машины в итоге проезжают одинаковое расстояние. Проект предусматривает и организацию ипподрома. Площадь, необходимая для реализации замысла, – 150 га.

«Проект должен реализовываться в формате государственно-частного партнерства. Государство проложит полотно, дороги, которые даже могут получить статус дорог общего пользования. Но на этом проект должен закончить свои отношения с бюджетом. Никто не должен брать оттуда ни копейки. Напротив, он должен работать как центр притяжения туризма и денег в регион», - отмечает Вячеслав Малеев.


0
paulspear
Although you will not regret be ever since widespread for the chronograph, memory computer timepieces really are increasingly simply being created just as before. They really are antique persistent pieces. You can discover men's Can imagine watches so next quite trend. That individuals mainly need rectangular hearts, following fit with replica Panerai watches all the deco patterns within Replica Oakley Sunglasses your earlier. fake Swiss Breitling watches They Swiss Replica Watches glance cool like everyday don combined with replica watches remaining cozy designed for lively dwelling. The wives Fossil devices, however, dominate a varied style. They're just pursuing all the tiny are up against, bracelets trend.
Имя Цитировать 0