Безупречная репутация в бизнесе
12 Мая 2012 / № 1 (1)

Логика для транспортной логистики


Схлынул ли кризис с рынка транспортной логистики и какой климат установился в транспортно-логистическом комплексе региона после схода волны?

1_3.jpg

Большинство опрошенных «ДЕЛЬЦОМ» экспертов сходятся во мнении, что самый пик кризиса миновал, в чем убеждают робкие еще показатели восстановления объемов производства, дистрибуции, торговли, а значит, и потребления. Самарский транспортный узел становится все более востребованным за счет своего географического положения. 

ФАКТОРЫ PRO & CONTRO

Очевидно, что динамика восстановления рынка зависит от того, насколько активно возобновляют деятельность предприятия. «Компании, которые были корректно закредитованы, грамотно справились с падающей маржей и, по большому счету, вернули свой потенциал, объем перевозок. Но таких, конечно, меньше», - рассуждает Денис Сергеев, ген. директор ОАО «РосТрансТерминал». 

Продолжает тормозить развитие рынка отсутствие необходимости у крупных заказчиков транспортно-логистического комплекса иметь соответствующие узлы в регионах, резюмируют эксперты. Все упирается в отсутствие необходимости у федеральных игроков в сфере FMCG (товары повседневного спроса, англ. Fast Moving Consumer Goods — продукты, которые стоят относительно дешево и быстро продаются. - Прим. ред.) переводить потоки в регионы. «Пока этого не случится, развитие регионального ТЛК будет пробуксовывать», - уверены участники рынка. И этот же фактор будет являться драйвером роста. Активизируется этот процесс тогда, когда восстановится платежеспособность населения в регионах. Если никто не покупает - никто не станет продавать и, соответственно, транспортно-логистические услуги не будут востребованы. 

Среди факторов, тормозящих развитие данного сегмента рынка, эксперты отмечают неразвитость сети территориальных дорог общего пользования, изношенность транспорта, слабое распространение современных технологий по перевозке и обработке грузов и, как общее следствие, использование не в полной мере уникального транзитного потенциала региона.

А ХВАТИТ ЛИ ЛОГИСТОВ?

Но вопрос состоит еще и в том, смогут ли логисты в их нынешнем составе и состоянии удовлетворить потребности растущего рынка. Схему восстановления рынка сами логисты видят в двух направлениях. Во-первых, федеральные игроки начнут открывать закрытые в кризис филиалы в регионах. Во-вторых, к общему процессу подтянутся местные игроки. «Вместе они смогут покрыть рынок и заполнить образовавшийся дефицит транспортно-логистических компаний», - считает представитель ГК «Версиво».
Не надо забывать про такой нюанс: логистическая деятельность делится на две части: логистика как таковая и девелопмент. И именно во втором разделе местные игроки имеют преимущества относительно федералов: на их стороне знание рынка, местных особенностей согласовательных процедур и т. д. 

Впрочем, сегодня сами логисты, риэлторы отмечают, что, несмотря на большой объем предложений производственно-складской недвижимости в Самаре, представленный в открытых источниках, подобрать складское помещение нелегко.

ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ЛОГИКИ

Во-первых, превалирующую долю рынка складских помещений Самары занимают объекты так называемого советского прошлого в плохом состоянии. Качественные помещения (удовлетворительные по высоте, по мощностям, территории участка, имеющие пандусы, соответствующее качество полов, кран-балки и пр.) в дефиците. 
Во-вторых, большое значение имеет размер. Наиболее остро, как рассказывает Александр Черкасов, генеральный директор ООО «Бизнес-недвижимость», ощущается недостаток небольших, 300-500 кв. м, складов. Собственники не хотят делить имеющиеся у них площади. Из последних примеров: сдается в аренду склад 1100 кв. м, нашелся арендатор на 700 кв. м по заявленной цене, но собственник объекта не соглашается поделить его на части.

В-третьих, определяющим фактором также является район. «Очень многие хотят иметь складское помещение в городе (300-500 кв. м), недалеко от своей торговой точки. Но в центре практически ничего не осталось», - говорит г-н Черкасов. Средняя стоимость аренды складских площадей в Самаре в настоящее время составляет, по данным ПЦР, 190-200 руб./кв. м. Однако ценовой разбег достаточно широкий – 100-300 руб./кв. м.

СТРАТЕГИЧЕСКИ ГОТОВЫ

Поддержать транспортный потенциал региона призван серьезный документ, принятый Министерством экономического развития, инвестиций и торговли, - «Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2020 г.». Примечательно, что в «Стратегию» верят операторы-логисты. Так, по словам, Максима Григорьева, директора Региона Поволжье STS Logistics, этот документ даст дополнительный толчок развитию транспортной логистики. 

Она предусматривает развитие самарского транспортного узла как одного из основных центров на территории России по консолидации и переработке внутренних и экспортно-импортных грузопотоков евроазиатских направлений в системе международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток». 

СКЛАДЫ. ЦЕНА ВОПРОСА

На арендную ставку сильно влияют качественные характеристики, местоположение и размер. Так, крупные предложения (от 3 тыс. кв. м и выше) как минимум в 2 раза дешевле площадей нарезкой по 600-700 кв. м при прочих равных характеристиках. Также в 2-3 раза будет отличаться стоимость аренды склада, к примеру, в Красноглинском районе и в Октябрьском или Ленинском районах. Средняя цена продажи производственно-складских помещений в Самаре в конце IV квартала 2011 года установилась на уровне 18 тыс. руб./кв. м. Наиболее ликвидные предложения (объекты около ж/д путей с соответствующей инфраструктурой, помещения небольшого размера, площади с хорошей логистикой) доходят до 25-30 тыс. руб./кв. м. При этом, как отмечает заместитель директора Поволжского Центра Развития Оксана Федулова, для производственно-складских объектов по-прежнему традиционна высокая скидка на торг, по ряду объектов достигающая 50%. Причиной подобного поведения является отсутствие общепринятых рыночных ориентиров в отношении производственно-складских площадей в Самаре в целом.



МНЕНИЯ 

Untitled-5.jpgДенис Сергеев,
генеральный директор ОАО «РосТранс-Терминал» (Ассоциация «Версиво»):

– Если в логистической части федеральные игроки сильнее местных, то в девелопменте местные однозначно увереннее. На их стороне знание особенностей строительного рынка, состояния рынка недвижимости и инфраструктуры, нюансы земельных отношений, разрешительной документации и пр. Местные могут быстрее и дешевле построить необходимый комплекс. впрочем, у федералов есть возможность вступить с ними в коалицию. Многие федеральные компании, имеющие складские комплексы в районе москвы, выходят на наш рынок, находят здесь подходящие помещения и начинают оперировать. Для них вход в рынок достаточно простой: все отстроено и отлажено, есть финансовая опора. Но они опять же являются зависимыми от клиентских потребностей. если есть такая необходимость развития дилерской сети в регионах, то цепочка замыкается, и все довольны.

Untitled-11.jpgАлександр Черкасов,
генеральный директор ООО «Бизнес-недвижимость»: 

- С точки зрения окупаемости (посредством сдачи в аренду) производственно-складская недвижимость сейчас демонстрирует наилучшие показатели – окупаемость порядка 6-7 лет. Спрос на площади данной категории высокий. однако удовлетворить его зачастую непросто. Дефицитным товаром являются небольшие, порядка 300-500 кв. м, складские помещения с удобной локацией и хорошими качественными характеристиками. Аренда такого склада обойдется примерно в 300 руб./кв. м. Помещения похуже с точки зрения расположения и качества сдаются в аренду по 150-200 руб./кв. м.

Untitled-1.jpgАлексей Карлагин,
управляющий офисно-складским терминалом ГК «ТСК»:

- Возможно, на первый взгляд аутсорсинг кажется дорогим удовольствием, но надо учитывать нюансы. Оставляя за собой весь функционал, бизнес должен быть готовым к затратам по управлению, определенным рискам, которых можно избежать, выводя услугу по ответхранению на аутсорсинг. Ответственное хранение в Самаре еще недавно было редкой и мало востребованной услугой, но, судя по нашему офисно-складскому терминалу, который функционирует уже более семи лет, все большее количество заказчиков выбирают ответхранение. Это и инорегиональные компании, которые не знакомы с конъюнктурой местного рынка, в связи с чем принимают решение положиться на профессиональных логистов. Это и начинающий местный бизнес, который выбирает ответхранение на период становления своего дела, но не отказывается от аутсорсинга и по мере развития, взвешивая все и понимая, что так действительно выгоднее.

Untitled-2.jpgМаксим Григорьев,
директор региона Поволжье STS Logistics:

– Важными требованиями современного клиента являются гарантированная системность услуг, увеличение их количества по ходу всей товаропроводящей цепи, их ускорение и совершенствование. Кроме того, клиенты все чаще требуют от операторов не только безбумажного документооборота по заявкам и отчетности, но и работы логистов в собственных информационных системах и режимах. составляющей контрактов становятся индивидуальные требования клиентов по KPI и качеству оказываемых услуг. Иногда они даже превосходят системы менеджмента качества ISO 9001:2008. Надо признать, что далеко не все местные логистические компании готовы выполнить такие условия контракта. с другой стороны, подобного рода жесткие условия ставят международные холдинги, сетевые структуры и корпорации. Рынок же внутри региональных перевозок пока работает по старым принципам.


0
Melissa
http://belozera.ru Кто от собаки поест http://belreki.ru у того горло распухнет. http://redizayner.ru
Имя Цитировать 0